Рестораны без лосося с авокадо и автопарки-доноры – откровения бизнеса на ДВ о санкциях

Представители различных сфер экономики в ходе встречи Делового клуба AmurMedia рассказали о текущем состоянии отраслей и прогнозах развития ...

Деловой клуб AmurMedia. Фото: ИА AmurMedia

Если ситуация не изменится, то в крупных городах останется по два—три ресторана, а если и нет, то с авокадо и лососем в меню можно будет попрощаться. Отечественным автобусам нужны импортные детали, а потому на какое-то время одни авто станут “донорами” для других. Да и бьюти-сфере придется подужаться, перейдя в разряд эконом услуг. И да, хоть все вышеперечисленное выглядит невероятно депрессивно, сам бизнес признает, кризис — время новых возможностей, да и многие отрасли вошли в санкции куда легче, чем сами предполагали. О проблемах, с которыми столкнулся бизнес и почему не все из них смертельны, поговорили представители разных отраслей в ходе встречи Делового клуба AmurMedia.

Финансовая система к санкциям готова

По мнению и.о. первого заместителя министра экономического развития Хабаровского края Максима Тарасова, одними из тех, кто почувствовал удар санкций в первой волне, стали банки. При этом сама финансовая система была уже подготовлена к чему-то подобному

событиями 8-летней давности. Именно поэтому, хоть и не без определенных сложностей, но системе удалось вернуться в равновесное состояние: 

— Первыми удар приняли банки. Однако в 2014 году мы вынесли урок и создали внутренние аналоги системы SWIFT. Сейчас банковская система в принципе устоялась. Для экономики это ключевая вещь. Если бы остановились платежи, не было бы ничего.

Солидарен с ним и представитель финансовой отрасли директор Хабаровского филиала АО “Россельхозбанк” Алексей Белокопытов. При этом он подчеркивает, что на сегодняшний день деятельность системы достигла такой динамики, что решения для преодоления новых санкций вырабатываются порой всего за пару-тройку дней. 

— Мы действительно первыми начали ощущать на себе последствия происходящего. Основные шаги в банковском секторе предпринимались уже с 24 февраля, начиная от ставки рефинансирования, заканчивая различными валютными ограничениями. И сейчас не проходит и дня без каких бы то ни было изменений. Из плюсов: очень возросла динамика, возросла скорость реакции банков и клиентов. И на сегодняшний день первоначальный всплеск активности, всплеск отрицательных настроений постепенно проходит. В нашей отрасли уже идет привыкание к изменениям. 

Я ожидаю, что ставка ЦБ будет снижена, на сегодняшний день она уже сыграла свою положительную роль. Ожидаем, что это произойдёт в ближайшие два-три месяца. Различные схемы движения капитала тоже выстроятся. Будет ли это движение через АТР или иные источники — не важно. Но уже сейчас, пусть и с задержками, но платежи проходят. Да, санкции всё ещё продолжают вводить, но проходит два-три дня и находятся пути решения. 

Вопросы логистики

Как подчеркнул Максим Тарасов, если банковская сфера сегодня относительно отрегулирована, основной проблемой остаются разрушенные логистические цепочки. И как раз в этом направлении предстоит еще немало работы: 

— На сегодняшний день основная проблема — это логистика. Кооперационные и логистические цепочки рушатся. Но не стоит думать, что это происходит только в России, под ударом находятся и те, кто вводил санкции. Поэтому сейчас мы ожидаем, что логистика будет с Запада перестраиваться на Дальний Восток, через наши порты и магистрали в страны АТР, Южной Америки, Африки.

Пока же, бизнес, который, казалось бы, напрямую не связан с международными отношениями, как никто чувствует разрушение указанных логистических цепочек. Так, учредитель транспортной компании ООО “Вертикаль” Евгений Евсейчик, рассказал, что для тех же рефрижераторных перевозок жизненно необходим фреон, цена на который выросла в разы, а на китайских производителей выйти пока не удалось: 

— На сегодняшний день 100% нашего автопарка составляет транспорт иностранного производства. Это большая проблема, потому что мы столкнулись с дефицитом запчастей, резины, масел и прочего. Пока мы используем складские запасы, однако насколько их хватит, нам не известно. Кроме того, мы занимаемся рефрижераторными перевозками. А сейчас в России есть проблемы с фреоном — его купить очень сложно, плюс ко всему цена выросла в пять раз. Знаю, что существуют китайские производители, но пока мы только разбираемся в этом вопросе. Какие-то запчасти все-таки появляются, но их цена буквально за две недели подросла в три раза. При этом рынок диктует ценовые условия, а мы в свою очередь должны цены сдерживать.

Вторит ему и представитель бьюти-индустрии. Владелица салона красоты “Ангел Арт” Анжелика Ланец объяснила, что подавляющее число препаратов до санкций закупались за рубежом, а на данный момент порядка четверти брендов полностью прекратили поставки в РФ. И здесь уже вопросы логистики стоят максимально остро, ведь производства на территории страны заметно подняли цены на свою продукцию:

— В нашей отрасли наблюдается такая же турбулентность, как и везде. Тоже столкнулись с повышением цен на материалы, препараты, причем они почти на 100% в нашей сфере импортные. Многие поставщики попросту прекратили поставки. На бьюти-рынке присутствует порядка 10 брендов, так вот примерно 3-4 из них закрыли поставки вовсе. А те поставщики, которые имеют собственное производство в России, подняли цены выше, чем европейские. Сегодня уже очевидно, что люди начинают экономить и будут снижать количество визитов, отдавать предпочтение более доступным услугам. Таким образом сегмент “эконом” в нашей отрасли будет расти все большими темпами, а разнообразие услуг, препаратов очевидно будет снижаться.

О снижении разнообразия говорят и рестораторы. К сожалению, сложившаяся ситуация заметно повлияла на логистику поставок многих продуктов, а некоторые и вовсе отсекла. Владелица и основатель ресторана “ДОМ” и винного бутика “VINOTEKA” Мария Ракуса, подчеркивает, что налаживание работы с местными фермерами началось задолго до известных событий с санкциями, однако, далеко не всегда они могут полностью закрыть потребности рестораторов:

— Уже понимаем, что у нас не будет замечательного вина, авокадо и лосося. Все это будет стоить довольно дорого, никто и брать их не будет. К слову, мы очень давно работаем с местными фермерами, но ситуацию коренным образом это не изменит. Сложность в том, что у них нет постоянных поставок, должного объема и мелкой логистики. Тем не менее, смысла уходить в негатив нет. Мы стараемся искать новые возможности и новые продукты, удешевлять упаковку и так далее. Стараемся искать новые способы работы, чтобы вам, нашим гостям, было хорошо.

Государство делает все возможное

— Вы знаете, что правительство России подготовило план первоочередных мер. В него вошли и меры финансовой поддержки, мораторий на контрольно-надзорную деятельность, меры поддержки строительства, упрощение системы госзакупок, налоговые преференции, — говорит Максим Тарасов. — У края полномочия ограничены по сравнению с федеральным центром, тем не менее, правительство подготовило антикризисный план. Речь идет о снижении налогов, рассматриваем возможность снижения УСН для производственных ОКВЭДов, IT и туризма. Почему выбраны именно эти направления? С этой неопределенностью надо смотреть немного дальше. Уже сейчас должны стартовать новые производственные компании, пусть и небольшие, которые могут быстро наладить производство импортозамещающей продукции. 

Исполнительный директор ассоциации “Независимый союз пассажирских перевозчиков г. Хабаровска” Елена Шадуя объясняет, что меры поддержки — это очень важный момент, но обратить внимание нужно и на количество проверок бизнеса, которые сегодня ряд направлений могут элементарно добить: 

— Излишние меры контроля нужно в данный момент просто убрать, чтобы не мешать бизнесу работать. Так, мы обязаны на городских автобусах устанавливать тахографы, но за последнее время они подорожали в два раза. Есть постановление правительства, которое дает отсрочку, но оно до сих пор не подписано. В итоге перевозчики элементарно не могут пройти техосмотр, выйти на линию, потому что начались усиленные проверки ГИБДД. Кроме того, существует такая мера поддержки как кредитные каникулы. Одно из условий — падение выручки на 30%. Но в нынешних условиях это неправильно: выручка осталась на прежнем уровне, а расходы значительно увеличились. 

Кризис — время новых возможностей

Даже сложная экономическая ситуация не является поводом для того, чтобы сидеть сложа руки, считает заместитель директора АО “Центр инновационных технологий города Хабаровска” Дмитрий Палажченко. Именно сейчас, когда нет времени на раскачку нужно осваивать новые рынки и направления, вкладывать в них дополнительные ресурсы: 

— Говоря о перспективах текущей ситуации, мы смотрим на нее как на источник развития. Во времена Хрущева цены на энергоносители были такими же высокими, и что нас спасло? Мы развивали строительный комплекс, который и сейчас является одним из приоритетных, где нужно сохранять динамику стимулирования спроса, где нужно помогать формировать предложение. ЦИТ сформировал несколько проектов в этой сфере. Если в 2021 году мы закрывали стройки и достраивали для дольщиков дома за свои собственные средства, то в будущем это только заемная история. Условия нам уже озвучены — это ключевая ставка +2,5% в среднем по всем банкам. Мы будем вести работу с банковским сектором и ожидаем, что ключевая ставка будет снижаться, а наши проекты должны быть реализованы.

Сейчас мы создали Индустриальный парк в районе Стройкерамики. Планируем на 75 тысяч квадратов обеспечить производственные помещения для абсолютно любого бизнеса, в том числе логистического. Мы рассматриваем абсолютно всех желающих воспользоваться нашим производственным комплексом и развивать любой бизнес. 

О новых для себя направлениях работы отчитался и директор ООО “КИНО КХВ” Андрей Чинарев, объяснивший, что в условиях сократившегося числа показов, кинотеатры начинают работу в направлении ивент-агентств. 

— Когда нам сказали, что крупнейшие прокатчики приостанавливают свою деятельность, мы поняли, что придётся выживать. Доля выручки от голливудского кино — 80%. Эта цифра, конечно, скорректируется, больше экранного времени достанется российским производителям, но потребуется много времени, чтобы перестроиться. Если Голливуд в год производит порядка трёх тысяч картин, Россия — порядка 100. На сегодняшний день заместить Голливуд нам нечем. Если говорить об Азии, то наш зритель пока его воспринимает плохо. В последние 10 лет тенденция развития кино складывалась таким образом, что порядка 60% кинотеатров находятся в ТРЦ. Кино дает мощнейший трафик потока. Если кинотеатр закрывается, снижается и поток. Это мультипликативный эффект.

В чем плюсы? Сейчас каникулы, а дети — наш благодарный зритель. Кроме того, мы ищем новые формы работы. Выходим за рамки услуги кинопоказа, и начинаем работать в направлении ивент-агентства, — рассказал Андрей Чинарев.

Российский бизнес уже пережил несколько ударов — международные ограничения 2014 года, два года пандемии, а потому текущие события назвать концом предпринимательства нельзя. Скорее это стимул, причем не к трансформации, а полноценной эволюции. Все полнее приходит осознание, что нет смысла поддерживать неэффективный или не полезный обществу бизнес. В новых условиях именно “полезность” широким группам населения становится ключевым критерием успешного предпринимательства — пока ты приносишь пользу окружающим, подстраиваешься под их нужды, ты будешь востребован несмотря на международные санкции или очередную мировую пандемию. И пусть пока не придумано тех единиц измерения полезности, экономика и реальность сами расставят точки над “и” оставив на арене действительно нужные людям отрасли.

Поделиться

Обратная связь