В ближайшие несколько лет из акваторий Хабаровского края планируется извлечь более 20 затонувших судов в рамках государственной программы “Генеральной уборки”. Ответственность за выполнение работ разделят между собой краевые власти и руководства морских портов. Однако оперативному выполнению плана препятсвует нюанс в законодательстве — для подъема затонуших судов сперва необходимо найти их собственника. Как релизуется работа по подъему затонувших судов в регионе выяснял корреспондент ИА AmurMedia.
В России насчитывается порядка двух тысяч незаконных свалок, в том числе затопленных судов в акваториях морей. Безусловно они оказывают негативное влияние на экологию и здоровье людей. В этой связи правительство РФ разработало программу так называемой “Генеральной уборки”, в рамках которой, как видно из названия, будет произведен подъем и утилизация затопленных судов. Об этом заявила вице-премьер Виктория Абрамченко. Всего, по ее словам, в России насчитывается 258 затонувших кораблей, которые мешают судоходству и находятся в акваториях бухт.
По поручению президента России в прошлом году правительство выделило на эти цели 20 млрд рублей на трехлетний период. Более 4 млрд будет реализовано в течение 2022 года.
Для Хабаровского края проблема затонувших судов назрела уже довольно давно, и местные власти совместно с портовыми руководствами подключаются к их утилизации. Как пояснили в Администрации морских портов охотского моря и Татарского пролива, капитаны краевых портов составили списки судов, подлежащих подъему и удалению в соответствии с планом, который был утвержден правительством.
На сегодняшний день в списках числятся суда, затонувшие в акваториях морских портов и на подходах к ним: Ванино — 12, Советская Гавань — 4, Де-Кастри — 2, Николаевск-на-Амуре — 3, Охотск -3. Подъем судов начат еще в прошлом году и продолжится до 2031 года.
Как рассказал капитан морского порта Ванино Андрей Шатько, по государственной программе уже разработана дорожная карта, и работы по подъему кораблей начнутся уже в этом году, как только наступят подходящие погодные условия.
— На подъем судов есть определенная очередь, которая реализуется согласно дорожной карте. Начало работам будет положено в этом году. Прежде всего надо извлечь суда, которые лежат, что называется, на глазах, и могут мешать строительству нового терминала. Потом в течение оставшихся 2-3 лет почистим все остальное. Вероятно будет объявлен конкурс на поиск организации, которая будет этим заниматься, — прокомментировал Андрей Шатько.
Частично суда уже удалены, но многие еще остались. Они лежали там десятилетиями, и если сейчас идти напролом, то ничего не выйдет. Это кропотливая и долгосрочная работа.
Стоит отметить, что порты как таковые не занимаются подъемом. В администрации Хабаровского порта рассказали, что на эти цели нанимаются специальные организации.
— Подъем затонувших судов может осуществить только специализированная водолазная организация. Своих водолазов у нас нет. Есть только флот, который мы можем предоставить для выполнения работ, — отметили в руководстве Хабаровского порта.
Ключевая проблема в процессе подъема судов, с которой сталкиваются руководства портов — поиск собственников, отмечают в Администрации морских портов. Так как водный транспорт относится к недвижимому имуществу, эта процедура обязательна. А учитывая, что существенная часть кораблей покоится на дне годами, установить владельца крайне трудно — либо он уже банкрот, либо его вовсе нет. В таком случае, чтобы утилизировать судно его приходится признавать муниципальной собственностью через суд.
В частности, капитан морского порта Де-Кастри Виктор Зимин отмечает, что зачастую собственники пытаются избежать ответственности за подъем своих судов и намеренно списывают их, что дополнительно осложняет выполнение плана.
— Согласно закону нужно искать владельца судна, а потом на него возлагать обязательства по подъему. Как правило, если судно тонет или приходит в состояние непригодности, владельцам проще его списать, чем заниматься подъемом или ремонтом. Особенно если есть страховка. Если хозяин не находится, то этим делом обязаны заняться администрации морских портов, а это очень трудоемкое и финансово затратное мероприятие, — подчеркнул Виктор Зимин.
Капитан Де-Кастринского порта также дополнил, что на их территории в данный момент имеются два судна, которые нуждаются в подъеме — бывший плавучий кран и баржа.
— Эти судна находятся в нескольких метрах от берега, и лежат уже около 18 лет. Никаких реквизитов не видно, баржа вообще лежит кверху днищем, поэтому поиск владельца затруднен. Обращались с этим вопросом в правительство края, запланировали мероприятия по их подъему на 2023 год, — отметил Виктор Зимин.
Хабаровский край активно включился в программу “Генеральной уборки”, и есть все основания полагать, что план будет выполнен. Примеры успешной работы в этом направлении уже есть. Так, в 2021 году в Советской Гавани было утилизировано судно МРТК “Сахалинец”. В Охотске силами компании ООО “Охотский торговый порт” было поднято самоходное грузовое судно, собственник которого был признан банкротом еще в 2008 году.