Законопроект о втором этапе инвестквот в рыболовстве не прошел процедуру ОРВ

Курирующее процедуру оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития дало отрицательное заключение на спорную инициативу ...

Знак “Стоп. Контроль”. Фото: ИА PrimaMedia

Министерство экономического развития РФ утвердило заключение об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов” и направило свою оценку инициативы ее автору — то есть Минсельхозу — 15 марта, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию пресс-службы Всероссийской ассоциации рыбопромышленников ВАРПЭ. В заключении Минэкономразвития, курирующего прохождение законопроектом обязательной процедуры ОРВ,  говорится о целом  ряде существенных ошибок при подготовке текста законопроекта, а также — о рисках  для экономики страны в случае его принятия. Отметим, что для подготовки заключения использовался прогноз издержек, предоставленный Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников в рамках публичных консультаций.

Напомним также, что речь идет о подготовленном Минсельхозом проекте федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов”, который сейчас проходит процедуру ОРВ.  В качестве основных параметров второго этапа программы инвестквот в тексте законопроекта указаны выделение уже в 2023 году 24% ОДУ минтая и сельди в ДВ-бассейне на инвестиционные цели (из них 4% — на “донаделение” промысловыми ресурсами участников первого этапа программы инвестквот, 10% — на строительство крупных рыбоперабатывающих комплексов на Дальнем Востоке, 10% — на строительство 10-11 крупных рыбопромысловых судов для ДВ-бассейна), а также — продажа оставшихся 50% крабовых квот и 100% квот на добычу тихоокеанских моллюсков на аукционах “с инвестиционными обязательствами” (которые еще только предлагается определить правительству). 

В заключении Минэкономразвития (размещено на regulation.gov.ru и на сайте ВАРПЭ) указано, что разработчиком законопроекта не обосновано само наличие проблемы, для решения которой и предлагается данная законодательная инициатива. Также Минэкономразвития отмечает, что “проект акта не соответствует Федеральному закону № 247-ФЗ” (“Об обязательных требованиях в Российской Федерации” — ред.), а также — что “в проекте акта выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов”. 

Кроме того, Минэкономразвития усматривает в законопроекте положения,  “вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности”.

Таким образом, законопроект признан не соответствующим трем ключевым параметрам, которые оценивает Минвостокразвития при рассмотрении проектов нормативных правовых актов в рамках подготовки заключения об ОРВ. Эти параметры, напомним, следующие: обоснованность проблемы, на решение которой направлено предлагаемое регулирование,  возникновение дополнительных расходов бюджетов различных уровней и возникновение необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

К заключению приложены результаты публичных консультаций по законопроекту. Согласно им, в значительной мере замечания к законопроекту, их обоснования и расчетные данные по затратам предприятий рыбной и смежной отраслей на исполнение  требований законопроекта, внесены Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников (ВАРПЭ) и, таким образом, учтены Минэкономразвития при подготовке своего заключения. 

“Согласно данным НО “Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров”, стоимость строительства судов на втором этапе программы инвестиционных квот увеличится на 30%, — говорится, в частности, в заключении об ОРВ на законопроект. — С учетом данного прогноза издержки по исполнению требований проекта акта увеличатся на 64 млрд. рублей и составят не менее 471 млрд. рублей”.

Также отмечается, что преимущества при участии в предлагаемых “крабовых” и “моллюсковых” аукционах аукционе получат компании, которые имеют в данный момент лучшее финансовое состояние, в том числе доступ к заемным средствам. “Такой подход может привести к лишению части предприятий возможности осуществления данного вида деятельности, ухода с рынка и банкротству”, считают в Минэкономразвития, отмечая, что указанный риск требует оценки, при этом разработчиком законопроекта не рассмотрены альтернативные способы стимулирования переработки и увеличения производства водных биоресурсов.

Авторы заключения резюмируют, что аукционы предлагаемого второго этапа программы инвестквот, учитывая опыт первого этапа программы (снизившего, по сути, конкуренцию в отрасли), “могут стать инструментом допуска одних и тех же крупных участников первого этапа без возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на рынок рыбной продукции”. 

Что касается “судовой” части второго этапа инвестквот, то здесь министерство экономического развития РФ отмечает, что заявленная потребность в еще большей загрузке отечественных верфей приведет к большей ресурсной нагрузке на предприятия в текущем периоде — как заказчиков, так и исполнителей строительства инвестиционных объектов, что требует более четкого планирования и сопоставления с фактическими возможностями задействованных отраслей промышленности. 

В заключении также указано на недостаточную проработку способа расчета долей распределяемых квот и наличие ошибок в предложенном способе, а также на неопределенности, возникающие при трактовке положений, касающихся выделения квот на добычу моллюсков через аукционный принцип. По мнению Минэкономразвития, предложенный законопроектом договор о закреплении квот добычи (вылова) моллюсков и прочих водных беспозвоночных “имеет неоднозначную юридическую природу, что не соответствует принципу определенности, закрепленному в статье 7 Федерального закона № 247-ФЗ”.

Замечания у министерства возникли и к предлагаемым разработчиком законопроекта срокам реализации второго этапа инвестиционных квот в части аукционов на крабов и моллюсков. 

“Новое регулирование требует достаточного переходного периода как для возможности адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правовых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены проектом акта (то есть закона — ред.)”, — говорится в заключении.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, Российский союз промышленников и предпринимателей и “ОПОРА РОССИИ” выступили за введение моратория на внесение изменений в главный закон, регулирующий работу отечественного рыбохозяйственного комплекса, а также предложили признать спорный законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов” утратившим свою актуальность.

Поделиться

Обратная связь