Тематическое фото. Фото: ИА PrimaMedia
Михаил Дегтярев заявил, что к 2027 году Хабаровский край сможет обогнать Приморье по грузообороту портов. Соседним регионом заявление воспринимается если не с насмешкой, то уж точно с большой долей сомнения — в Приморском крае элементарно больше портов. Но Дегтярев непреклонен: Хабаровский край обгонит Приморье хотя бы по исторически объективным причинам, к тому же, из его рукава выглядывают крупные инвестиционные проекты. Сможет ли Хабаровский край достичь портового превосходства, учитывая, что и у соседнего региона припрятана пара козырей и стоит ли вообще говорить о конкуренции, разбирался корр. ИА AmurMedia.
Что сказал Дегтярёв?
Михаил Дегтярев на ВЭФ. Фото: Пресс-служба правительства региона
Пока разговоры о первом городе-миллионнике на Дальнем Востоке поутихли, у Хабаровского и Приморского краев появился новый повод для соперничества. Причем повод как нельзя актуальный на фоне нарастающего значения транспортных возможностей Дальнего Востока — грузооборот морских портов.
Так, еще на полях ПМЭФ (6+) Михаил Дегтярев заявил, что Хабаровский край обгонит Приморье по грузообороту, причем в самое ближайшее время.
— Недавно общался с одним из инвесторов, для него было открытием, откровением просто, даже я бы сказал просветлением, он даже полез в электронную энциклопедию, не мог поверить, что в Хабаровске живет 620 тысяч человек, а во Владивостоке — 590. И население во Владивостоке падает, а в Хабаровске растет. То есть вы представляете, какие штампы и пиар… Грузооборот портов Хабаровского края через два года перегонит грузооборот портов Приморского края. Миллионы тонн вагонов… Это же взрыв мозга у людей, они не знают ничего про Хабаровский край”, — заявил Дегтярев РИА Новости (18+).
И на ВЭФ (6+) Дегтярев от своих слов не отказался, правда, немного отодвинул горизонт планирования: “В общем, мы будем настоящим Приморьем в ближайшие пять лет”.
Отбрасывая свойственную главе региона эпатажность, мотивы подобных высказываний становятся ясны: ну кому не хочется отхватить у соседа лакомый кусочек (читай инвестора), просто заявив о себе погромче? Тем более, что именно транспортная отрасль составляет сразу 15% ВРП Хабаровского края, который Дегтярев обещает удвоить за шесть лет.
Суровая реальность
Грузооборот дальневосточных портов увеличился на 0,7% и составил 151,0 млн тонн в период с января по август 2022 года, по данным Росморречфлота. Драйвером роста стала обработка сухогрузов (+1,4%) — угля, удобрений и химикатов. В падении наливные грузы (-0,8%) — нефть и нефтепродукты.
Позитивную динамику по итогам восьми месяцев показали порты Восточный — 53,9 млн тонн (+6,6%), Владивосток — 21,4 млн тонн (+8,9%) в Приморском крае, Пригородное— 10,3 млн тонн (+11,9%) Сахалинской области, а также порт Ванино — 25,1 млн тонн (+3,0%) в Хабаровском крае. Снизился грузооборот в портах Находка — 17,4 млн тонн (-5,1%) Приморского края и Де-Кастри 3,5 млн тонн (снижение в 2,2 раза) Хабаровского края.
Грузооборот портов ДВ бассейна по регионам. Фото: НОЦ морского транспорта и пространственной логистики МГУ им. адм. Г.И. Невельского,
Порт Де-Кастри, показавший наибольшее падение, специализируется на отгрузке нефти (99% грузооборота), поступающей по нефтепроводу с шельфа Сахалина. С мая по решению “Эксон Нефтегаз Лимитед”, оператора “Сахалин-1”, на терминале временно прекращена отгрузка (между тем, резервуары заполнены на 95%, сообщила в августе “Роснефть”) компанией разрабатываются шаги по выходу из проекта. Как в дальнейшем будет развиваться ситуация, доподлинно пока неизвестно, сообщили в правительстве Хабаровского края. Тем не менее, в Минэнерго РФ надеются, что добыча нефти (и соответственно ее отгрузка) возобновится до конца 2022 года.
Между тем, большую долю обрабатываемых в портах грузов все же составляет уголь (около 48% по данным на 2021 год, сообщает НОЦ морского транспорта и пространственной логистики МГУ им. адм. Г.И. Невельского). И здесь портам Дальневосточного бассейна есть где развернуться. Так, эксперты ожидают, что вплоть до 2035 года спрос на российский уголь будет устойчиво расти в странах АТР, где увеличатся генерирующие мощности, введутся новые угольные электростанции. Рынок будет ориентироваться на Китай, Индию и Турцию, которые станут основными потребителями российского угля, заявила директор по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Ирина Ольховская на ВЭФ.
Сегодня на Дальнем Востоке около 30 угольных терминалов. Пока у Приморья в этом вопросе есть очевидное превосходство хотя бы потому, что на его территории свою деятельность ведет большее количество операторов специализированных терминалов, а также лидер российского рынка по контейнерообороту “Владивостокский морской торговый порт” (ВМТП). Но и Хабаровскому краю есть чем гордиться: в Ванинском районе резидент ТОР “Южная Якутия” и Свободного порта Владивосток компания “Колмар” строит один из самых крупных угольных терминалов в России — “ВаниноТрансУголь”. Первая очередь проекта уже реализована.
Однако рост грузооборота портов обоих регионов пока существенно сдерживается.
— В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Вместе с тем, из них только 65 млн тонн пошли через Дальний Восток, а 13 млн тонн доставлялись через западное направление, — сказала Ирина Ольховская, отметив, что мощности дальневосточных портов тем не менее на данный момент в профиците. — Сегодня профицит специализированных портовых угольных мощностей на Дальнем Востоке составляет более 50 млн тонн в год. Это реальность.
Профицит портовых мощностей вызван дефицитом провозной способности железнодорожного транспорта. Иными словами, железная дорога попросту не успевает загружать порты. Ситуация усложняется резким разворотом на Восток, который уже создал дополнительную нагрузку на Восточный полигон. За первые восемь месяцев этого года количество тяжеловесных поездов на Восточном полигоне выросло на 62,7%, сообщает РЖД. А в 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн, заявил вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. При этом на грузооборот в 180 млн тонн в год ДВЖД планирует выйти к 2024 году.
— Дальний Восток сейчас переживает настоящий “транспортный бум”. Речь идет не просто об увеличении перевозок массовых грузов — угля и нефтепродуктов, а о глубокой диверсификации всех логистических продуктов и интеграции в международные транспортные коридоры. Для этого нужна не просто дополнительная пропускная способность, а совершенно новые комплексные решения. Сейчас совместно с регионами, Минтрансом и инвесторами работаем над созданием транспортно-логистических центров, — заявил начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде в интервью ИА AmurMedia.
На что рассчитывает Приморье?
Губернатор Приморья Олег Кожемяко на расширенном заседании Президиума Государственного Совета РФ. Фото: сайт правительства Приморского края
В то время как Хабаровский край будет пытаться перегнать Приморье, развитие портовой инфраструктуры соседей очевидно не останется на месте. На том же ВЭФ губернатор Приморского края Олег Кожемяко дал свой расклад. По его словам, за ближайшие восемь лет регион может выйти сразу на 300 млн тонн грузооборота в год в случае, если все заявленные проекты будут реализованы.
“Если все инвестиционные проекты будут успешно реализованы, общая мощность морских портов Приморского края к 2030 году может достигнуть 300 млн тонн в год. Общий объем инвестиций, направленных в реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры, до 2030 года составит почти 400 млрд рублей, — сказал Кожемяко ТАСС (18+).
Опорной точкой прогноза Кожемяко выступает проект строительства порта Суходол, который обещают ввести в эксплуатацию уже в 2023. Планируется, что после запуска перевалка будет наращиваться поэтапно: в 2023 году она составит около 2 млн тонн в год, в 2024 — около 6 млн тонн, в 2025 году — около 12 тонн. Об этом заявил в интервью Интерфаксу (18+) гендиректор ООО “Морской порт “Суходол” Сергей Кропотов, отметив, что после 2025 года грузооборот по плану выйдет на 20 млн тонн угля в год.
Проект порта Суходол. Фото: сайт порта
Железнодорожная инфраструктура порта Суходол предусматривает путепроводы примыкания к путям общего пользования станции “Смоляниново”, соединительный путь необщего пользования протяженностью 10,6 км, припортовую станцию с общей протяженностью путей 26,2 км.
Также губернатор упомянул проект компании “Восток ЛПГ” по строительству в бухте Перевозной Хасанского района морского терминала по перевалке сжиженного углеводородного газа проектной мощностью 1 млн тонн и строительство специализированного универсального производственно-перегрузочного комплекса “Север” мощностью 20 млн тонн угля в год в порту Восточный. В 2022 году начнется строительство.
“Это проекты, которые уже реализованы, строятся, находятся в высокой степени готовности к запуску или началу строительства в текущем году. Есть и проекты на уровне разработок и направлений, деклараций о намерениях инвестировать в строительство портовой инфраструктуры”, — заявил Кожемяко.
Среди только обещанных проектов еще один крупный терминал по перевалке угля и нефти — “Морской порт “Аврора” планирует построить в районе бухты Безымянная ООО “Коулстар”. Заявленная мощность проекта: 25 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти в год. На данный момент “Коулстар” завершает проектные работы.
Владивостокский морской торговый порт планирует создать восточный транспортно-логистический узел Северного морского пути, что предусматривает создание искусственного земельного участка, строительство двух глубоководных причалов с глубинами до 17 метров и контейнерного терминала мощностью до 840 тысяч TEU. На базе этого хаба будет происходить консолидация и распределение грузопотоков, оказываться ключевые логистические услуги.
Тихоокеанский балкерный терминал намеревается построить в поселке Славянка Хасанского района терминальный комплекс проектной мощностью по навалочным грузам 10 млн тонн в год, по контейнерам — 500 тысяч TEU в год. Правительство РФ также одобрило строительство многофункционального морского терминала “Славянка”. В него войдет зерновой комплекс мощностью 7 млн тонн в год, а также контейнерный комплекс мощностью 330 тысяч TEU в год и комплекс генеральных грузов мощностью 1 млн тонн в год.
Чем Хабаровский край может ответить?
Всего в Хабаровском крае пять (в Приморье — семь) морских портов — Ванино, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре, Де-Кастри и Охотск. В прошлом году их грузооборот составил 44 млн тонн. В основном это сырьевой грузопоток — контейнеры в порты Хабаровского края практически не заходят. Однако в планах Дегтярева — нарастить этот объем в два раза. При этом, по словам замминистра транспорта РФ Александра Пошивая, с учетом реализуемых инвестпроектов мощность морских портов региона в 2025 году увеличится до 90 млн тонн в год.
Губернатор Кожемяко упомянул два проекта, которые находятся в активной стадии реализации в Приморье. У Хабаровского края — тоже два (правда, с небольшой натяжкой). Дело в том, что угольный терминал “ВаниноТрансУголь” в бухте Мучке (порт Ванино) уже фактически функционирует, однако впереди вторая очередь реализации проекта, после чего терминал может выйти на проектную мощность в 24 млн тонн в год.
Первая очередь проекта запущена группой компаний “Колмар” еще в сентябре 2020 года. Терминал предназначен в первую очередь для перевалки коксующихся углей, добываемых в Южной Якутии на горно-обогатительных комплексах “Денисовский” и “Инаглинский”, на экспорт. По итогам 2021 грузооборот составил 7,34 млн тонн, к концу текущего года АО “ВаниноТрансУголь” (ВТУ) планирует выйти на заявленную мощность первой очереди реализации — 12 млн тонн.
“В целом проект предусматривает возведение второй (заявленная мощность 24 миллиона тонн в год) и третьей (16 миллионов тонн в год) очередей. Сроки их сдачи — 2025 и 2027 годы. Важно, что все работы по строительству и эксплуатации проводятся в строгом соответствии с экологической безопасностью. На реализацию эко-программ предприятие затратило около 1 миллиарда рублей”, — уточнил Дегтярев.
Михаил Дегтярев осматривает ход строительства порта Эльга. Фото: Пресс-служба правительства региона
Между тем, большие ставки Дегтярев очевидно делает на строительство порта “Эльга” в районе мыса Манорского на северо-западном берегу Удской губы Охотского моря, а вместе с тем и самой большой в России частной железной дороги. Предполагается, что “А-Проперти” Альберта Авдоляна построит Тихоокеанскую железную дорогу (ж/д ветка “Эльга — Чумикан”) длиною в 492 км с суточным трафиком 18 пар грузовых поездов, промежуточную станцию и 18 разъездов.
Справедливо предположить, что реализация проекта не обернется дополнительной нагрузкой на Восточный полигон, а значит порт с большей долей вероятности будет загружен.
Проектная мощность терминала — 30 млн тонн в год. Инвестиции в проект на данный момент оцениваются почти в 147 млрд рублей. Реализация планируется на 2025 год, уже на текущий момент проложено более 20 км путей.
Эльгинский угольный проект включает в себя крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля — Эльгинское. Его запасы составляют около 2,2 млрд тонн по стандартам JORC, добыча в 2021 году составила 14,7 млн тонн. В 2022 году компания планирует добыть 20 млн тонн. В более долгосрочных планах увеличение добычи до 45 млн тонн.
Между тем уже существующие терминалы подвергнутся модернизации. Так, в морском порту Николаевск-на-Амуре в рамках расширения границ ТОР “Николаевск” планируется восстановление портовой инфраструктуры. Как сообщили в правительстве края, грузооборот порта вырастет на 140 тысяч тонн, поступления в краевой бюджет превысят 300 млн рублей. Инвестором выступает ООО “Николаевский морской торговый порт”. В морском порту Охотск ООО “Охотский порт” планируется реализация инвестиционного проекта “Глубокая модернизация действующего порта”.
Предпосылки к развитию мощностей портов Ванино и Советсткая Гавань создает развитие пропускной способности участков Транссиба, БАМа. Участк Комсомольск-на-Амуре — Ванино увеличил провозную способность с 19,3 до 41,8 млн тонн в год, на 7,8 млн тонн возросла провозная способность участка Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре до 28,5 млн тонн, заявил Евгений Вейде.
Итого:
На сегодня разрыв в грузообороте морских портов обоих регионов составляет 86,5 млн тонн (в сторону Приморья). При этом за последние 12 лет он только увеличивался, отмечает кандидат экономических наук, научный сотрудник ИЭИ ДВО РАН Елена Заостровских. Порты Приморья обошли порты Хабаровского края в 2010 году на 44 млн тонн, в 2015 — на 67 млн тонн, в 2020 — на 85 млн тонн.
— Полагаю, что такая динамика в будущем сохранится, поскольку в Приморском крае реализуется большое число крупных портовых проектов. Строительство нового порта Эльга и реализация ряда проектов по увеличению мощностей портов Ванино и Советская Гавань не смогут сократить существующий разрыв. Важно понимать, при каких условиях порт может стать международным центром распределения грузов. Первым и основным является географический фактор: наличие круглогодичной навигации, большие глубины и близость к международным транспортным коридорам. Этими факторами в большей степени обладают порты Приморского края, — уверена Елена Заостровских.
В Хабаровском крае сложилась иная ситуация — порты периодически сталкиваются с проблемами ледовой проводки судов, территориально они удалены от основных транспортных магистралей. Именно поэтому инвесторы стремятся строить терминалы на юге Приморского края, отмечает эксперт.
Контейнеры во Владивостокском морском торговом порту. Фото: ИА PrimaMedia
Между тем, по словам эксперта НОЦ морского транспорта и пространственной логистики МГУ им. адм. Г.И. Невельского Анны Вороненко, сравнение грузооборотов портов обоих регионов и вовсе некорректно.
— Необходимо понимать, что грузооборот в абсолютном выражении формируется из показателей обработки разных видов грузов. Так, грузооборот портов Хабаровского края — это в большей степени сырьевой поток, нежели в Приморье. Почему в Приморском крае контейнерооборот огромный, а в Хабаровском крае — нет? Если мы говорим про перевалку контейнерных грузов, то в Хабаровском крае попросту нет соответствующей инфраструктуры. Так сложилось исторически, что порты Восточный и Владивосток имеют специализированные контейнерные терминалы, которые создавались еще до начала 2000-х годов. Конечно, их развитие идет более интенсивно. Ведь мы понимаем, что специализированный терминал — это иной уровень сервиса, высокая скорость прохождения контейнера, наличие как такового делового центра наконец. Фактически в Ванино осталась паромная переправа, которая пока не может удовлетворить потребности контейнеровладельцев, негативное влияние имеет и затоваренность БАМ. Поэтому когда вы сравниваете грузообороты в абсолютном выражении — это не имеет абсолютно никакого смысла, потому что формирование грузооборотов специализированных угольных портов, портов с генеральными грузами, портов контейнерных происходит абсолютно по-разному, — объяснила Анна Вороненко.
По словам эксперта, порты обоих регионов не конкурируют друг с другом, даже если ведут свою деятельность в одном сегменте. А задуматься сегодня стоит не о наращивании абсолютного объема грузооборота, а о пространственном развитии территорий.
— Каждый порт имеет свою нишу. Чаще всего порты не являются конкурентами, даже если они работают в одном сегменте. Сейчас спрос на направления перевозок через порты Дальнего Востока таков, что о конкуренции не идет и речи. Так, спустя много лет появились контейнерные линии в Ванино, и даже в Совгавань стали заходить регулярные контейнерные суда, — сказал Анна Вороненко. — Другое дело, что есть смысл говорить о грамотном развитии пространства на Дальнем Востоке. Территория побережья большая, бухт много, но у нас же есть и туристические объекты со своими целями развития. Или, например, мы не можем поставить десять угольных портов подряд, без единого контейнерного терминала. Все-таки уголь — менее экологичный груз. Однако полностью отказыватьсяся от его переработки мы тоже не должны. Именно поэтому мы говорим о пространственном развитии территории, которое касается не только портов, но всей логистической системы и экономики в целом.