Андрей Чинарев. Фото: ИА AmurMedia
С конца февраля российские кинотеатры, едва оправившись от последствий пандемии коронавируса, лишились кассового голливудского кино. При этом, по разным оценкам, западные студии-гиганты приносили российским кинопрокатчикам до 70% выручки. Директор крупной хабаровской сети кинотеатров КИНО КХВ Андрей Чинарев рассказал в интервью корр. ИА AmurMedia о настоящем кинопроката и о том, какая помощь необходима кино.
— В марте кинотеатры столкнулись с заметным снижением посещаемости после ухода крупных голливудских студий из России. В апреле ситуация начала меняться?
— По сравнению с мартом посещаемость не увеличилась, потому что сборы в марте традиционно были выше. Такая тенденция наблюдается из года в год, потому что в марте есть праздники и школьные каникулы, которые дают дополнительный поток посетителей. В целом цифры текущего месяца достигают примерно 30% от общих сборов в апреле прошлого года. Это примерные значения, потому что сравнивать показатели апреля с аналогичными в прошлом году пока слишком рано.
— Повторный показ российского кино дал какой-то эффект?
— Если честно, нет. Дело в том, что российские фильмы, которые повторно заходят в прокат, уже размещены на площадках онлайн-кинотеатров. Те, кто хотел посмотреть их в хорошем качестве, посмотрели там. Поэтому влияния на улучшение ситуации это не оказало.
— А “Пушкинская карта”?
— Да, значительно. В настоящее время порядка 40%-45% посещений и соответственно выручки дает “Пушкинская карта”. Она нас очень сильно в этом плане выручает. И в дальнейшем, думаю, мы может на нее рассчитывать, только есть два момента. Во-первых, нужно увеличивать количество фильмов, посещение которых возможно по “Пушкинской карте”. А во-вторых, желательно, конечно, расширить возрастные рамки. Сейчас карта доступна молодежи от 14 до 21 года, но, если бы в программы включили и пенсионеров, было бы здорово. Кстати, в Госдуме выступал Сергей Миронов, глава фракции Справедливой России — За Правду, с предложением выпустить так называемую “Чеховскую карту” для пенсионеров. Мы это предложение, конечно, поддерживаем.
— Как сейчас ведут себя рекламодатели? Кто-то уже отказался от сотрудничества?
— С рекламодателями вопрос сложный еще со времен ковида. Все рекламодатели, которые размещались за деньги, ушли тогда, потому что вынуждены были сократить свои затраты на рекламу. Ну а те, с кем мы работаем в партнерстве, так и размещаются. Это в основном средства массовой информации: телевидение и радио.
— Тогда за счет чего сегодня удается оставаться на плаву?
— Мы оптимизировали штат — часть персонала ушла в отпуск. Пока выплываем за счет этого.
— Есть сложности в облуживании оборудования?
— Дело в том, что все оборудование производится за границей. Основная сложность в том, что все местные поставщики поставили продажи на стоп. Речь идет о лампах и комплектующих.
— Как вы считаете, в дальнейшем придется закрывать часть залов? Или еще больше сокращать время работы? Насколько я знаю, сеть уже пересмотрела график.
— Да, нам пришлось отменить последние сеансы. Поскольку мы по большей части работаем на детскую, семейную аудиторию, среди которой пользуются популярностью первые сеансы, от них мы не отказались.
Сейчас планируем репертуар на майские праздники. Очень надеемся, что они нам помогут, потому что на первые две недели мая выпадает восемь выходных дней. Хотелось бы верить, что в периоде между шашлыками и парадом люди найдут время для кино.
— А что ждет кинопрокат после майских праздников?
— Если говорить в общем о дальнейшем развитии кинопроката, то есть три варианта. Первый вариант — легализация “пиратского” контента, когда кинотеатр имеет доступ к фильмам, на демонстрацию которых у него нет разрешения правообладателя. Но для этого требуется внесение поправок в действующее законодательство об авторском праве. Второй вариант — перекрытый кранчик начнет потихоньку открываться, и все-таки что-то из кассового начнет попадать в легальном режиме на наши экраны. Ну и третий — если ни один из вышеперечисленных сценариев не воплотится, то это просто постепенное сворачивание кинопроката.
— Какова, по-вашему, вероятность того, что Голливуд в Россию все-таки вернется?
— Я думаю, что Голливуд сильно политизирован. Опять же есть разные студии: кто-то конкретно заточен на политику, а кто-то — в меньшей степени. Не исключаю и такой вариант, когда голливудское кино постепенно будет возвращаться. Во всяком случае, такая вероятность есть, хотя бы потому, что проектам нужна окупаемость. Ну и второй вариант, как я уже и говорил, адаптация российского законодательства. Если в приоритете будет сохранение кинопоказа, не исключаю изменения норм авторского права.
— Если этого не произойдет, российское кино сможет полноценно заменить Голливуд? Научится ли зритель смотреть отечественные ленты так же, как смотрел западные?
— Есть такое мнение, что все голливудское — хорошее, а российское — плохое. Это большое заблуждение и миф. Процент хорошего российского и голливудского кино почти одинаковый — в среднем 10% от общего объема. Проблема в том, что российских фильмов должно сниматься больше. Если государством будет поставлена задача, и найдутся для этого необходимые ресурсы, в течение двух лет объем российского контента увеличится. Тогда российское кино будут смотреть хорошо.
И, грубо говоря, в основном голливудский контент у нас потребляла молодежь от 14 до 24 лет. Их с детства приучили к комиксам и Marvel, и понятно, что они сейчас не найдут в кино то, что привыкли смотреть. Значит, нужно искать более или менее вменяемую замену. Как вариант — “Пушкинская карта”. Есть контент, на который и деньги тратить не нужно. Ребята, только приходите и смотрите.
— Помимо “Пушкинской карты” какие меры поддержки реально помогли бы кино?
— Субсидии.
— На производство?
— На производство и для кинопоказа. Цепочка должна работать. Если мы хотим, чтобы развивалось российское кино, мы его должны снять. Грубо говоря, мы его снимем через полтора — два года в определенном вменяемом объеме, но, чтобы оно хотя бы окупилось в прокате, к тому времени должны остаться в живых кинотеатры. То есть нужна целенаправленная государственная политика, направленная на поддержку кинопроизводства и кинопоказа. Один вид субсидий уже есть, ее можно получить через службу занятости. Мы эту информацию сейчас изучаем. А второе — по линии Министерства культуры мы все-таки ожидаем поддержку. Во время ковида такую помощь мы получили, и она была существенной.
— Ранее вы заявили, что сеть будет ориентироваться и на организацию мероприятий. Эта работа началась?
— Мы этим сейчас активно занимаемся. Сдаем в аренду наши площади, в частности залы. Готовы включится в организацию любых конференций, собраний и иных мероприятий. Так, в прошедшие выходные на площадке кинотеатра “Космопорт” проходил краевой молодежный форум “Амур”. Сотрудничаем также с учреждениями образования, в том числе дошкольного.
— Большую ставку делаете на это направление?
— Пока довольно сложно делать прогнозы, но мы в этом направлении активно работаем.